«Форум Доноров», НКО и Центр толерантности Еврейского музея в Москве составили словарь этичных слов, которые рекомендуется употреблять по отношению к людям с инвалидностью.
Словарь «Не просто слова: глоссарий этичной лексики в сфере разнообразия, равенства и инклюзии» — в первую очередь методическое пособие для корпоративных команд и руководителей, в коллективах которых есть люди с ограниченными возможностями здоровья, указывают авторы. По их мнению, пособие позволит создать в команде дружелюбную атмосферу и повысить продуктивность.
Среди положений в словаре — совет не использовать абстрактные формулировки, когда речь идет о людях с ОВЗ, лучше произносить конкретные наименования. Например, «человек на коляске», а не «человек, прикованный к инвалидной коляске», «ребенок с ДЦП», а не «ребенок, страдающий ДЦП». Также в словаре отмечается, что наличие инвалидности у человека не должно быть поводом для снисходительного отношения.
Среди положений в словаре — совет не использовать абстрактные формулировки, когда речь идет о людях с ОВЗ, лучше произносить конкретные наименования. Например, «человек на коляске», а не «человек, прикованный к инвалидной коляске», «ребенок с ДЦП», а не «ребенок, страдающий ДЦП». Также в словаре отмечается, что наличие инвалидности у человека не должно быть поводом для снисходительного отношения.
Авторы глоссария подчёркивают несколько ключевых принципов, которых следует придерживаться в общении:
– Сначала человек: все определения, описывающие инвалидность, следует использовать в связке с существительным, например, «человек с инвалидностью».
– Запрещенные слова: недопустимо использовать стигматизирующие слова, такие как «нездоровый», «неполноценный» или «ненормальный».
– Конкретика и уважение: следует избегать обобщений и клише. Корректно говорить «человек на коляске», а не «прикованный к коляске», или «ребенок с ДЦП», а не «страдающий ДЦП». Также не рекомендуется использовать термины, связанные с инвалидностью, в качестве шуток или метафор в бытовых ситуациях.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева в беседе с «СенатИнформ» отметила, что внутренняя культура человека является основой этичного поведения.
«Если человек образован, но при этом злой, неумный, то можно ему хоть сто раз дать в руки этот словарь, а результата не будет, а если он добрый и порядочный, то ему и книга такая, обучающая без надобности», – поделилась мнением сенатор.
Широкое внедрение глоссария в корпоративную практику, как ожидается, поможет снизить уровень непонимания и напряженности в коллективах, а также будет способствовать успешной социализации и комфортной рабочей среде для всех сотрудников.
– Сначала человек: все определения, описывающие инвалидность, следует использовать в связке с существительным, например, «человек с инвалидностью».
– Запрещенные слова: недопустимо использовать стигматизирующие слова, такие как «нездоровый», «неполноценный» или «ненормальный».
– Конкретика и уважение: следует избегать обобщений и клише. Корректно говорить «человек на коляске», а не «прикованный к коляске», или «ребенок с ДЦП», а не «страдающий ДЦП». Также не рекомендуется использовать термины, связанные с инвалидностью, в качестве шуток или метафор в бытовых ситуациях.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева в беседе с «СенатИнформ» отметила, что внутренняя культура человека является основой этичного поведения.
«Если человек образован, но при этом злой, неумный, то можно ему хоть сто раз дать в руки этот словарь, а результата не будет, а если он добрый и порядочный, то ему и книга такая, обучающая без надобности», – поделилась мнением сенатор.
Широкое внедрение глоссария в корпоративную практику, как ожидается, поможет снизить уровень непонимания и напряженности в коллективах, а также будет способствовать успешной социализации и комфортной рабочей среде для всех сотрудников.